На втором этаже Музея современной истории России, более известного старшему поколению как «Музей революции», с 13 октября работает выставка двух художников – Меера Аксельрода и Абрама Моносзона. Названия картин ужасающе зловещи – «Вешатель», «Расстрел»…
Оба живописца жили и творили в годы Великой Отечественной войны. Выставка «Немецкая оккупация. Взгляд переживших» посвящена 75-летней годовщине подвига Александра Печерского, поднявшего восстание в лагере смерти «Собибор». Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Российского исторического общества, Фонда Александра Печерского, Фонда «История Отечества», галереи «Веллум». Корреспондент «ВМ» пообщался с одним из кураторов экспозиции – Ильей Васильевым, председателем правления Фонда Александра Печерского.
- Эта выставка - пролог к нашему большому проекту, который называется «Немецкая оккупация» и который призван вернуть с периферии общественного сознания тех людей, которые в годы войны оказались на оккупированной немцами территории, - отметил он. Это и советские военнопленные, и гражданские лица. Их десятки миллионов! Они до сих пор в должной степени не признаны. Наша выставка призвана силой художественного таланта показать, как художник, современник тех страшных событий, видел то, что немцы творят на оккупированной территории. Вплоть до конца 80-х, запись в личном деле «жил на оккупированной территории» была своеобразной черной меткой. Мы не собираемся бичевать ничего. Но мы считаем, что все эти люди нуждаются в том, чтобы быть реабилитированными. Они несли на себе печать общественного неодобрения, и мы пытаемся вернуть память о них, об их страданиях и героической борьбе.
Меер Аксельрод умер в 1970 году в Москве, и картины находились в архиве семьи. Тема войны не отпускала его на протяжении всей жизни, и не только в полотнах, но и в книгах. Позже он написал серию под названием «Гетто» и очень серьезно относился к этим работам.
Один из представленных художников в 1969 году даже приезжал к Печерскому в Ростов, где жил герой, и сделал его единственный прижизненный портрет. Он тоже есть на выставке.
Здесь же – оригинальные фотографии и одежда заключенного из польского лагеря «Майданек». Знакомые только по кинофильмам полосатая роба и грубые башмаки дополняют и без того тяжелое впечатление о том трагическом времени.
Свежие комментарии