На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вечерняя Москва

17 531 подписчик

Свежие комментарии

  • Наталья Ленская
    Наталья Ленская.  Все эти крикуны с Запада, не важно премьеры, президенты они,или некто другие, трусливые, плохо обра...В ЕС обсудят 10 ф...
  • Ole Ole
    Не только не защитит, но КИНЕТ ))) Оставит живцом для русских. Типа добить локомотив ЕС, конкурента. Шольц, трепещи: ...Politico: Шольц б...

А теперь горбатый: Запорожец не был первой массовой малолитражкой в СССР

Но для многих стал первой машиной, с которой началось их увлечение автомобилями. Удивительно, но даже в XXI веке эта нескладная машина имеет поклонников.

В конце ноября 1960 года на «Запорожском автомобильном заводе» собрали первую партию серийных малолитражек ЗАЗ-965, а в декабре они поступили в продажу. В народе машина получила сразу несколько кличек: «Мыльница», «Горбатый» и «Запор».

«Запорожец» не был точной копией ни одной зарубежной машины, но был создан по мотивам самых популярных автомобилей второй половины ХХ века — немецкого «Фольксвагена-Кафер» (тот самый «Жук») и итальянского «Фиата-600».

Вот на «Фиат» советский горбатенький больше всего и похож — однако ни одна деталь у них не взаимозаменяема. Потому что это не копия.

За почти десять лет производства этих небольших автомобильчиков, на ЗАЗе выпустили более 300 тысяч «Запорожцев». Теоретически советский человек мог накопить 1800 рублей и стать автовладельцем.

«Запорожец» стал персонажем многочисленных анекдотов — и в народе укоренилось несколько мифов о нем. Тесный, ненадежный, примитивный — можно прочитать в интернете. Так ли это на самом деле, корреспондент «Вечерки» отправился узнать у человека, посвятившего свою жизнь только одной машине — ЗАЗ965 — московскому автомастеру Антону Жучкову.

— Для тех лет — отличный автомобиль! — уверенно заявил Антон.

Но сначала показал, как устроен легендарный «Запорожец». Мотор у «Запора» — воздушного охлаждения и установлен в задней части, а спереди, под капотом, размещен бензобак, крошечная емкость для омывателя стекол, запасное колесо, и еще остается немного места для багажа — влезет несколько банок. Второй багажник — в салоне, это небольшая «нычка» за задним сиденьем — также с деревянным днищем. В нее влезает два чемоданчика «ручной клади» — при этом спинка сиденья откидывается, и «нычка» становится еще больше. На передней панели есть даже бардачок — узкая полочка, ничем не прикрытая, куда можно положить разве что несколько газет. Потрясают и двери — они открываются против хода движения, обеспечивая довольно просторный проем.

Поскольку их всего две, то задним пассажирам приходится пробираться между откинутым передним сиденьем и средней стойкой — и проем этот нельзя назвать особо широким. Но четыре человека в «Запорожце» все-таки размещались и относительно вольготно.

Примитивным его тоже назвать нельзя — это полноценный автомобиль вполне современной конструкции для тех лет.

— Я восстановил уже 15 штук 965-х! — гордо говорит Антон Жучков.

Первую машину он спас от сдачи на металлолом: — Один дедушка поставил свой «Запорожец» на складе, где была фирма моего отца. Да и забросил его — на крышу ему навалили мусора, разбили лобовое стекло, вытащили фары, машина ржавела. Мне было больно это видеть, и я связался с дедушкой и купил машину, чтобы восстановить ее.

И мне это понравилось! Оказалось, из-за своих размеров и технических особенностей вернуть «Запор» к жизни вполне по силам одному человеку — настолько он прост и надежен! — Двигатель «Горбатого» нуждался в ремонте каждые 30–50 тысяч километров, — продолжает Антон. — Но его конструировали в расчете на длительную эксплуатацию. Большинство агрегатов «Горбатого» можно разобрать, заменить копеечную сломавшуюся деталь, снова собрать — и он будет работать дальше! Даже проходимость у него великолепная! Клиренс — 175 мм! При этом машина очень легкая — 660 килограммов, и ее очень легко вытолкнуть из любой канавы.

Конструкторы пытались сделать так, чтобы ремонт был удобным, а детали — взаимозаменяемыми. Например, лобовое и заднее стекла у 965-го — одинаковые, передние и задние бамперы тоже ничем не отличаются.

— Для меня важен сам процесс восстановления машины, — говорит Антон. — Я стараюсь находить только оригинальные детали.

Самые дорогие запчасти на 965-й — это хромированные бамперы. Цена доходит до 20 тысяч. А все остальное совсем недорогое.

На восстановление машины у Антона уходит год-два, потому что занимается он этим только в свободное от работы время. «Одну из моих машин купил известный бизнесмен. Я с ним иногда встречаюсь. Он принципиально приезжает на нем на заключение сделок.

«Представляешь, кругом все на «Гелендвагенах», и тут я на своем голубом «Запорожце» — ни у кого такого нет! — делится радостью он. Но мне очень не нравится, когда наши советские машины портят. Как говорят в народе, околхоживают.

Красят в цвета металлик, устанавливают страшные литые диски, сиденья от БМВ... К машине надо иметь уважение! Это же наша история, и никто, кроме нас, ее не сохранит! — возмущается Антон. — Конечно, на «Запорожце» сейчас очень трудно двигаться в потоке — его максимальная скорость едва достигает 80 км в час — но и до такой скорости его разгонять жалко. Он для неторопливой автопрогулки где-нибудь за городом летом или поездки на пляж, например.

Сам Антон на машине не ездит, а на работу и обратно добирается на общественном транспорте. — Сейчас, когда ввели выделенные полосы, на автобусе ехать быстрее и комфортнее, чем стоять в пробке на машине, — смеется он.

КСТАТИ

История ЗАЗ восходит к 1863 году, когда голландец Абрахам Кооп создал завод по производству сельхозтехники. В советское время завод выпускал машины миллионными партиями. В настоящее время практически полностью переключился на комплектующие.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх