В саду «Эрмитаж» прошел шестой «Театральный марш» — самый масштабный в России театральный фестиваль под открытым небом. Корреспондент «Вечерки» встретилась с его бессменным вдохновителем — заслуженной артисткой России, директором Театра на Таганке Ириной Апексимовой
«Театральному маршу» исполнилось шесть лет. Как возникла идея фестиваля?
Шесть лет назад я была директором Театра Романа Виктюка. Об этом замечательном режиссере и его громком спектакле «Служанки» знали все, но о существовании театра не знал никто. «Театральный марш» стал одним из способов привлечь к нему внимание. После того как я стала директором «Таганки», фестиваль перебирался на эту площадку. Нашей новой целью стало знакомство людей с театром. Мы рассказываем людям, что театр — это те самые настоящие эмоции и та самая жизнь, которую мы потеряли, погрузившись с головой в виртуальную реальность.
Вы пришли в Театр на Таганке в сложный период управленческого «межсезонья». Как налаживали отношения с труппой?
Честно скажу: меня не приняли. Хорошо отнеслись к моему назначению всего несколько человек. Было непросто. Но, как говорил Антон Павлович Чехов, «дело надо делать». И мы делали, с замечательной командой, с которой пришли. Сегодня у театра есть прекрасные премьеры, награды, сюда пришла молодая публика.
Как вам удалось найти общий язык с Каталин Любимовой, известной непростым характером?
Все мы непростые люди, а у Каталин характер усугубляется не самой простой судьбой и анамнезом ухода из этого театра. Но она — умная женщина. Она очень знающий человек, ценящий и любящий все, что происходило здесь. Это, наверное, нас и сблизило.
Сейчас она на спектакли приходит?
Нет. Она была здесь один раз, в канун столетия Юрия Петровича. Мы отреставрировали его кабинет, а она зашла посмотреть. Меня очень тронул момент, когда она взяла и подвинула стул, дескать, он должен стоять именно так! Конечно, я приглашаю ее на спектакли, но делаю это не очень часто, потому что понимаю, что это неэтично. Но думаю, что пройдет еще какое-то время, и она будет приходить к нам. Сложно ли вам далось решение пригласить в труппу «Таганки» дочку Дашу: не боялись обвинений в протекционизме?
Я понимала, что эти разговоры будут, но по большому счету мне на них плевать. Точно так же я не боялась пригласить в театр своих замечательных друзей — Сергея Векслера и Александра Резалина. О них также говорили: «Вот, привела!» Кроме них, я пригласила в театр пятерых молодых артистов, выпускников Школы-студии МХАТ. Этой студии я доверяю. Если бы Даша не была профессионалом, то я бы этого не сделала. Как говорил мой учитель Олег Павлович Табаков: «Даже с моими связями я не могу назначить вас талантливым человеком». А когда на сцену выходит Даша, видно, что она имеет на это право.
Вы строго с нее спрашиваете?
Гораздо строже, чем со всех остальных. Она, конечно, обижается, мы ругаемся, но она обязана быть лучше! А дома обсуждаете рабочие моменты? Конечно! Но стараюсь это делать помягче, потому что понимаю, что наступаю на больную мозоль моего ребенка. Впрочем, это все равно случается. Я оправдываю себя тем, что кто, кроме меня, скажет ей правду? Остальные будут льстить.
КСТАТИ
Одна из сцен фильма Жан-Люка Годара «Эти странные русские», в котором играла Апексимова, снимали на Курском вокзале, но его администрацию в известность не поставили. Актрисе пришлось бросаться под товарный поезд, машинист которого даже не подозревал о том, что кто-то рядом снимает кино.
Свежие комментарии