На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вечерняя Москва

17 530 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Ленская
    Наталья Ленская.  Все эти крикуны с Запада, не важно премьеры, президенты они,или некто другие, трусливые, плохо обра...В ЕС обсудят 10 ф...
  • Ole Ole
    Не только не защитит, но КИНЕТ ))) Оставит живцом для русских. Типа добить локомотив ЕС, конкурента. Шольц, трепещи: ...Politico: Шольц б...

Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в гостях у Валерия Иванова-Таганского

Когда мне позвонил давнишний знакомый режиссер и писатель Валерий Иванов-Таганский и пригласил в гости в поселок Мичуринец, соседствующий с Переделкино, я не мог отказаться от уникальной возможности побывать там.

Около электрички Валерий Александрович встречал меня с лыжными палками — он поклонник скандинавской ходьбы.

— Стараюсь поддерживать себя в форме в свои 75 лет, — рассказывает Иванов-Таганский. — При скандинавской ходьбе работают все группы мышц, поэтому по поселку хожу только с палками.

И мужчина сходу начал проводить экскурсию.

— Когда Переделкино было полностью обжито, для писателей начали выделять дома в Мичуринце, — рассказывает он. — Когда я получал от Союза писателей этот дом, он находился в Подмосковье. А теперь относится к поселению Внуковскому Новомосковского административного округа.

Мы проходим мимо бывшего дома детского писателя Корнея Чуковского, произведениями которого я зачитывался в детстве. А сейчас здесь музей. Жалко, попасть туда не удалось — он не работал в этот день. Но зато когда я вошел в дом Валерия Александровича, не пожалел. Там тоже настоящий музей. Около дома — большая деревянная голова совы, которую прикрыл свежевыпавший снежок. Мужчина очищает ее и хвастается: мол, сделал своими руками — недаром ведь окончил художественное ремесленное училище. Смотрю и не налюбуюсь: деревянная скульптура — настоящее произведение искусства.

В его рабочем кабинете много афиш, посвященных различным постановкам. Бросается в глаза висящая на стене небольшая деревянная рамка с двумя фронтовыми орденами.

— Отцовы, — поясняет Иванов. — Да и я, получается, фронтовой ребенок, зачат в сталинградских окопах. Мать моя служила медсестрой вместе с отцом. 

Когда она забеременела, ее отправили в тыл. Сына она родила чуть ли не на станции города Никологорск Ивановской области 18 декабря 1943 года.

— Из-за того, что я рос в непростых условиях, и стал пробивным, — рассказывает Валерий Александрович.

В детстве занимался боксом, но тянуло больше к искусству. Семья тогда жила в Риге, где служил отец — кадровый военный. После ремесленного училища Валерий поступил в театральную студию.

— Проучившись там три месяца, решил, что освоил актерскую специальность, и отправился на просмотр в Рижский театр юного зрителя. Пройдя конкурс, получил две главные роли в разных спектаклях.

В Советском Союзе после ухода с поста главрежа республиканского театра работу особо не предлагали. А в Болгарии у Иванова-Таганского был оглушительный успех. И Валерий Александрович поставил там несколько спектаклей. Позже у супругов родился сын — Валери.

Именно в Софии начинается плодотворная литературная деятельность, Валерий Александрович начинает много писать. В Болгарии в 1995 году выходит его повесть «Путешествие в никуда». Русский вариант назывался «Уходим в никуда».

А в 1999 году пара решила переехать в Москву.

— Жили мы в небольшой квартирке, — вспоминает Диана Иванова. — Валера писал в основном на кухне, стул упирался в холодильник. А когда тот начинал тарахтеть, то дрожал и стул вместе с Валерой — интересно было наблюдать. Жили скудно в тот период. Писал он в основном на обратной стороне рисунков сына.

Предложил повесть в «Роман-газету», а вскоре Диана зовет: дескать, какой-то Ганичев звонит.

—Не какой-то, а целый председатель Союза писателей, — воскликнул Иванов-Таганский и кинулся к телефону.

Тот редактировал «Роман-газету» и разместил произведение писателя вместе с «Бежиным лугом» Тургенева.

— Я тогда очень гордился, что мое произведение занимало две трети журнала, а у Тургенева — одну треть, — улыбается Валерий Александрович.

Именно по ходатайству Ганичева Иванову-Таганскому выделили хорошую квартиру в столице.

В «Содружестве актеров Таганки» было поставлено несколько его спектаклей. Например, «Исповедь хулигана» идет на сцене полтора десятка лет и показана уже более 500 раз.

А вот выпущенный недавно сборник пьес «Любовь со взломом» был отмечен премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, учрежденной Союзом писателей России, журналом «Новая книга России» и Фондом святителя Иоанна Златоуста. Кстати, пьесу «Волчий круг», вошедшую в сборник, поставил сам Иванов-Таганский в театре «Сопричастность».

В начале ноября в Калмыцком республиканском театре города Элисты состоялась премьера постановки «Почем бивень мамонта?». И на всех спектаклях — полный зал. Успешный год! Тем более что в издательстве вышла пьеса «Берия», которая удостоена очередной драматургической премии.

— Не ожидал, — делится Валерий Александрович. — Непопулярная ныне тема. Но я надеялся, что здравый смысл проявится у жюри: мы должны обращаться к истории.

Не зря Иванов-Таганский вел передачу «Искатели» на Первом канале, а по его роману «Репортеры» Юрий Кара снял четырехсерийный фильм. Кстати, его закупил Китай.

С теплотой Валерий Александрович вспоминает съемки в фильме «Брадобрей из Севильи», где он играл Дон Жуана.

— Интересно, что мой герой пел, а озвучивали его много певцов, в том числе Магомаев, — рассказывает актер. — И потом часто на творческих встречах меня просили спеть, хотя мне медведь на ухо наступил.

К своим 75 годам у заслуженного артиста России Иванова-Таганского вышло девять толстых книг. Одна из них — «Триумф и наваждение. Записки о Театре на Таганке» — переведена на азербайджанский язык и издана в Баку даже в лучшем переплете, чем в России. А романы «Обреченная на жизнь», «Грабли для сатрапа», «Семя отечества», «Грязь к алмазам не пристает», «Запрет на прозрение», «Кого отмечает Бог», «Воровская яма», «Нескучный свет» быстро разошлись в книжных магазинах.

При этом все произведения Иванова-Таганского имели положительные отзывы. Несколько лет он был секретарем Московской городской организации Союза писателей России, возглавлял ревизионную комиссию. Но его уход с поста был связан опять-таки с творческим порывом к литературной деятельности и возможностью ставить спектакли в театрах.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх