На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вечерняя Москва

17 530 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Ленская
    Наталья Ленская.  Все эти крикуны с Запада, не важно премьеры, президенты они,или некто другие, трусливые, плохо обра...В ЕС обсудят 10 ф...
  • Ole Ole
    Не только не защитит, но КИНЕТ ))) Оставит живцом для русских. Типа добить локомотив ЕС, конкурента. Шольц, трепещи: ...Politico: Шольц б...

Учителя высказались о преподавании психологии в младших классах

Проблема травли и буллинга в российских школах уже давно стала достоянием общественности. Одним из способов профилактики этих явлений в школе видят перспективу введения предмета Психология для учеников 3-4 классов. СМИ приводят слова главного внештатного психиатра Минздрава РФ Зураба Кекелидзе: «Психология начнет проводиться как пилотный проект в нескольких школах, чтобы посмотреть, оценить положительные и отрицательные моменты». 

Подобная инициатива вызывает массу вопросов. Прежде всего, о целесообразности введения очередного предмета в качестве способа борьбы с детской и подростковой жестокостью. Сомнительной выглядит возможность школьников в столь юном возрасте понять эту дисциплину вообще, ведь до недавних пор с этим предметом знакомились либо в качестве факультатива в старших классах, либо уже в вузах.

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук Александр Снегуров не рекомендовал бы вводить этот предмет в качестве курса в программе в 3-4 классах.

— Элементы психологии должны быть внедрены в парадигму других предметов. По хорошему, так и есть – в любой дисциплине, во внеклассной работе есть ее элементы. Весь учебно-воспитательный процесс зиждется на психологии. Что касается специального предмета в сетке расписания – учебный план и так перегружен, и в начальной школе стоит очень много задач, чтобы еще и психологию к ним добавлять, — заявил педагог. 

Иного мнения придерживается Григорий Назаров, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России -2018».

— Я не сомневаюсь, что она нужна, вопрос в том, способны ли дети 1-4 класса ее освоить. На мой взгляд, опыт восьмилетней давности – введение курса основы духовной этики – очень позитивен. Детям 4 класса в рамках этого курса рассказывают об основных мировых конфессиях, при этом без всяких перекосов. Разумеется, рассказ адаптирован под возраст, потому как в этой сфере сложностей не меньше, чем в той же психологии. И вот надо признать, что дети, которые сейчас заканчивают 10-11 класс и в свое время прослушавшие этот курс, когда он только вводился, стали терпимее. В этом смысле целесообразность, я полагаю, есть. Весь вопрос в том, кто и как ее будет преподавать, — подытожил спикер.

Введение психологии как самостоятельного курса кажется преждевременным, а попытки адаптировать ее вполне могут оказаться губительными для самой сути предмета. Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук и член-корреспондент РАО Евгений Ямбург считает, что гораздо важнее говорить с детьми о тонкостях общения, о том, что нужно видеть не только себя, но и других людей вокруг, и начинать это никогда не рано.

— Не секрет, что такие явления, как травля, буллинг – они уже и в начальной школе имеют место, на самом деле. Дети же в общем-то не такие благостные как кажется непрофессионалам. А поводом к травле может быть все что угодно: пластины на зубах, узкий разрез глаз. На эти тонкие темы надо разговаривать с детьми доступным языком, предупреждая дальнейшее развитие конфликтов. Это такая «психология на пальцах», — пояснил Ямбург. 

Гораздо важнее создание правильной атмосферы в школе. Не введением предметов бороться с агрессией надо, а созданием соответствующей обстановки, чтобы подобные явления из жизни уходили.

— Это должна быть спокойная, деятельная, справедливая атмосфера в школе, основанная на доверии, — говорит Александр Снегуров. — Провокации, доносы, прессинг устраняются не введением предметов, а общей работой коллектива: педагогов и родителей на благо каждого ребенка и его детства.

Ему вторит Евгений Ямбург.

— Манера экстенсивного расширения порочна. И когда говорят «давайте это введем, давайте то введем», вопрос стоит «за счет чего?». Перегружать детей нельзя.

Отдельного внимания достоин вопрос нагрузки на учеников начальных классов. Она, порой, и так слишком велика.

— Вопрос нагрузки очень справедлив, — говорит Григорий Назаров, — Это уже наболевшая проблема. Мы находимся в постоянном контакте с родителями и видим, что уже с первого класса они тратят огромное количество времени на выполнение домашних заданий, потому что дети не справляются. Важно понимать, что нагрузка складывается не только из количества предметов, но и количества часов внутри предмета. Однако психология нужна, потому что она учит личностным навыкам. 

Читайте также: Ученые выяснили идеальный способ для обучения детей иностранному языку

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх